На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интервью с О-Сенсеем и Киссомару Уэсиба (заключительная часть)

 В: По сравнению с Дзюдо, в Айкидо очень редко вступают в схватку с противником. Таким образом, в Айкидо не требуется большой физической силы. Кроме того, Вы можете одновременно работать не только с одним, но со многими противниками. Это истинный идеал Будо. Но, с другой стороны, оно может быть использовано в качестве орудия в уличной драке. Относительно этого, наверное, многие хулиганы приходят изучать Айкидо?
Киссомару: Конечно, такие тоже бывают. Но когда такой человек изучает Айкидо с намерением применить его для уличной драки, он надолго не задерживается. Будо – не танцы и не разлядывание движений. И в дождь, и в солнце, Вы должны всегда заниматься в повседневной жизни для того, чтобы добиться прогресса. В частности, Айкидо – это духовная тренировка, практикуемая в виде Будо. Она никогда не сможет культивироваться в качестве орудия тех, кто будет использовать ее для драки. К тому же личности, склонные к насилию, перестают так себя вести, когда обучаются Айкидо.

В: Да, я понимаю… в результате постоянных занятий они прекращают хулиганить.
О-Сенсей: Так как Айкидо не является Бу (воинским методом) насилия, но скорее является воинским искусством любви, Вы не ведете себя насильственно. Вы обращаете нападающего на путь истинный. Больше невозможно хулиганить.
В: Ясно. Это не управление насилием с помощью насилия, а превращение насилия в любовь.
А: Чему Вы учите первым делом как основам Айкидо? В Дзюдо изучают укеми (падения)…Киссомару: Сначала передвижения тела (таисабаки), затем течению ки...

А: Что такое течение Ки (энергия)?
Киссомару: В Айкидо мы все время тренируем свободное управление (энергией) Ки нашего партнера путем перемещения нашего собственного Ки, путем затягивания партнера в наше собственное движение. Затем мы изучаем, как поворачивать свое тело. Вы двигаете не только телом, но и руками и ногами вместе с ним. Тогда все тело становится объединенным и двигается плавно.

В: При наблюдении за занятиями Айкидо кажется, что ученики падают естественно. Каким образом Вы практикуете укеми (падения)?
Киссомару: В отличие от Дзюдо, где Вы вплотную схватываетесь с Вашим оппонентом, в Айкидо Вы почти всегда сохраняете некоторую дистанцию. Следовательно, возможны более свободные виды укеми. Так что мы прилежно занимаемся этими четырьмя элементами.

В: Таким образом, Вы занимаетесь Таи но сабаки (передвижения тела), Ки но нагарэ (течение Ки), Таи но тенкан хо (поворот тела), укеми и потом начинаете заниматься приемами. Какой прием Вы делаете первым?
Киссомару: Шихонаге, прием, которым можно бросать оппонента во многих разных направлениях. Он делается так же, как и прием с мечом. Конечно, мы используем бокен (деревянный меч) с таким же успехом. Как я уже говорил, в Айкидо даже враг становится частью Вашего движения. Я могу двигать врага как угодно. Отсюда естественно вытекает то, что когда Вы занимаетесь с какими-либо доступными средствами, вроде палки или деревянного меча, они становятся настолько же частью Вас, насколько частью Вас являются рука или нога. Поэтому в Айкидо то, что Вы держите в руках, перестает быть просто предметом. Предмет становится продолжением Вашего собственного тела. Далее идет ирими-наге. В этот прием Вы входите, как только Ваш противник пытается ударить Вас, и в этот момент Вы делаете два или три атеми (удара). Например, противник бьет Вас сбоку кулаком или ребром ладони (тегатана). Используя энергию Вашего партнера, Вы начинаете двигаться влево назад, одновременно сопровождая правую руку противника двумя вытянутыми руками, продолжая направление его движения. Затем, удерживая руку противника, выдвигаете ее по кругу вокруг его головы. Он после этого падает с рукой, завернутой по кругу вокруг его головы. Это тоже течение Ки. Противник бьет Вас правой рукой. Выдвигаете руку в направлении его Ки… Есть много утонченных теорий на этот счет. Противник остается совершенно бессильным, или, скорее, энергия противника приведена в направление, которое Вы хотели ей придать. Чем больше сила Вашего противника, тем легче Вам это сделать. С другой стороны, если Вы сталкиваетесь с силой противника, Вы можете не надеяться на то, чтобы победить того, кто сильнее Вас.

О-Сенсей: Да, в Айкидо Вы никогда не идете против силы атакующего. Когда он нападает на Вас ударами или рубит мечом, есть, по существу, одна линия. или одна точка. Все, что вам надо сделать - это уклониться от нее.
Киссомару: Затем мы делаем следующие приемы: иккё в сидячем положении притив шоменучи, никкё, потом приемы на суставы и удержания, и так далее.

В: В Айкидо много духовных элементов. Сколько времени от начала занятий требуется на понимание основ Айкидо?
Киссомару: Так как есть координированные и некоординированные люди, я не могу делать каких-либо общих утверждений, но когда человек занимается около трех месяцев, он приобретает некоторое пониманте того, что такое Айкидо. И те, кто прозанимался три месяца, тренируются шесть месяцев. Если Вы прозанимались шесть месяцев, тогда Вы можете продолжать в течение неопределенного времени. Тем, кто интересуется поверхностно, достаточно трех месяцев.

В: Как я понимаю, 28-го числа будет проводиться экзамен на 1-й Дан. Сколько здесь есть в настоящее время обладателей черных поясов?
Киссомару: Самая высокая степень - 8-й Дан, их четверо. Шестеро имеют 7-й Дан. Обладателей 1-го Дана довольно много, но, конечно, эта цифра включает лишь тех, кто был связан с Хомбу Додзё после войны.

В: Я понимаю, что и в зарубежных странах есть значительное количество людей, изучающих Айкидо.
Киссомару: М-р Тохей посетил Гавайи и США с целью обучения Айкидо. Айкидо наиболее популярно на Гавайях, там 1200 или 1300 занимающихся. Эта цифра для Гавайев была бы эквивалентна 70.000 или 80.000 в Токио. Довольно мало черных поясов во Франции. Есть француз, который начал заниматься Айкидо после того, как получил травму, занимаясь Дзюдо. Он хотел почувствововать дух Айкидо, но не смог этого достичь во Франции. Он почувствовал, что для того, чтобы найти истинный дух Айкидо, он должен поехать к месту рождения этого искусства. Он объяснил, что это является причиной его прибытия в Японию. Посол Панамы также изучает Айкидо, но, по-видимому, японский климат слишком холоден для него, и он не занимается зимой. Есть также дама по имени Охада Хару, которая поехала в Рим изучать скульптуру. Она заходила в зал, когда училась в Токийской школе изящных искусств. Я совсем недавно получил письмо от нее, где она пишет, что встретила итальянца, занимающегося Айкидо, который очень тепло с ней обходился.

А: И относительно интерпретации приемов Айкидо?О-Сенсей: Существенными моментами являются Масакатсу, Агатсу и Катсухайаи. Как я уже говорил, Масакатсу значит "правильная победа", а Агатсу значит "побеждать в соответствии с дарованным тебе небесным призванием". Катсухайаи значит "состояние сознания быстрой победы".

А: Путь долог, не правда ли?
О-Сенсей: Путь Айки бесконечен. Мне сейчас 76 лет, но я еще продолжаю учиться. Путь в Будо или искусствах - это нелегкая задача для мастера. В Айкидо Вы должны понимать каждое явление во Вселенной. Например, вращение Земли и более запутанные и широкие системы Вселенной. Это занятие на всю жизнь.

В: Таким образом, Айки - это учение Ками (Бога), также как и воинский путь. Тогда что же является духом Айкидо?
О-Сенсей: Айкидо - это Ай (любовь). Вы делаете эту огромную вселенскую любовь своей душой, и тогда Вы должны сделать Вашим собственным призванием покровительство и любовь ко всему сущему. Чтобы добиться этого, призвание должно быть истинным Будо. Истинное Будо - означает одержать победу над собой и уничтожить боевой дух противника... Нет, это не путь к полному самоутверждению, в котором этот самый противник уничтожается. Техника Айки - это аскетичная тренировка и путь, по которому Вы достигнете единства тела и духа путем реализации небесного закона.

В: В таком случае, Айки это путь к всемирному миру.
О-Сенсей: Конечной целью Айки является создание небес на земле. В любом случае, окружающий мир должен находиться в состоянии гармонии. Тогда нам не будут нужны атомная и водородная бомбы. Мир может быть удобным и приятным.

 

Настоящее интервью, проведённое двумя неизвестными журналистами, появилось в написанной на японском языке работе Киссомару Уэсиба "Айкидо"(Токио:Ковадо, 1957)

                                               (статья из журнала "Айкидо в Сибири", №3/03)

Картина дня

наверх