На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интервью с О-Сенсеем и Киссомару Уэсиба (часть 2)

 

В: Это случилось потому, что они рассматривали Вас как учителя, превосходившего их?
О-Сенсей: Нет, не поэтому. Это было испытанием моей силы. В то время я начал обучать Айкидо военную полицию. Однажды вечером я проходил через спортивную площадку; я почувствовал, что происходит что-то странное. Я чувствовал, что что-то не так. Вдруг со всех сторон, из кустов за спиной и из кюветов появилось множество военных; они окружили меня. Они стали нападать на меня, у них были деревянные мечи и ружья. Но так как я был приучен к подобного рода вещам, я вовсе не растерялся. Как только они пытались ударить меня, я уворачивался, вращаясь, и они легко падали… В итоге они выдохлись. Во всяком случае, мир полон сюрпризов. Недавно я встретил одного из тех, кто напал на меня тогда. Я являюсь советником Организации выпускников полицейской академии в префектуре Вакаяма. Во время недавней встречи (выпускников) кто-то узнал меня, и, улыбаясь, подошел ко мне. После нескольких минут разговора я узнал, что он один из тех, кто напал на меня в тот вечер много лет назад. Почесывая в затылке, он сообщил мне следующее: «Я очень извиняюсь за тот случай. В тот день мы обсуждали, действительно ли силен новый профессор Айкидо или нет. Наша компания, горячие головы, решила испытать нового учителя. Около 30 человек сели в засаду. Мы были напрочь поражены тем, что мы, 30 уверенных в себе мужчин, ничего не могли поделать против Вашей силы».

А: Случалось ли еще что-нибудь за время Вашего пребывания в школе Тояма?
О-Сенсей: Состязания - «кто сильнее». Был один случай, я думаю, еще эпизод с военной полицией. Несколько капитанов, бывшими инструкторами в школе Тояма, пригласили испытать свою силу против них. Они гордились своими способностями, заявляя что-то вроде: «Я могу поднять такой-то и такой-то вес», или «Я ломаю бревно стольки-то дюймов в диаметре». Они собрались вокруг меня, чтобы испытать мои возможности. Я объяснил им: «Я не обладаю такой силой, как вы, но могу бросать таких, как вы, одним мизинцем. Я буду чувствовать себя виноватым перед вами, если брошу вас, так что давайте сделаем кое-что другое». Я вытянул правую руку и положил конец своего указательного пальца на край стола и предложил им лечь животами на мою руку. Один, два, затем три офицера улеглись на мою руку, и каждый был изумлен. Я продолжал до шести человек и попросил после этого стоявшего рядом офицера принести стакан воды. Пока я пил воду, держа стакан в левой руке, все молчали и только обменивались взглядами.

В: Кроме Айкидо, Вы должны обладать огромной физической силой.
О-Сенсей: Это не так.
Киссомару: Конечно, он обладает силой, но следовало бы скорее говорить об энергии Ки, чем о физической силе. Недавно, когда мы приехали в новый деревенский поселок, мы увидели семь или восемь рабочих, безуспешно пытавшихся поднять тяжелый пень. Отец смотрел на них некоторое время, а потом попросил их отойти в сторону, чтобы он сам попытался поднять. Он легко поднял этот пень и сразу же отнес его в сторону. Совершенно непонятно, как можно сделать такое при помощи простой физической силы. Кроме того, был случай с участием некоего Михамахиро.

В: Это тот самый Михамахиро из Ассоциации борьбы Сумо Такасага Бейа сумо?
О-Сенсей: Да. Он был их провинции Кисю. Когда я останавливался в Сингю в Вакаяма, Михамахиро неплохо котировался среди борцов Сумо. Он был очень силен и мог поднять три рельсы, которые весили несколько сот фунтов. Когда я узнал, что в город приехал Михамахиро, я пригласил его. Во время беседы Михамахиро сказал: «Я слышал, что Вы, Сенсей, очень сильны. Почему бы нам не проверить наши силы?» - «Все правильно. Отлично. Я могу пригвоздить тебя одним пальцем» - ответил я. Затем я велел ему толкать меня, а сам сел. Этот парень, способный поднять огромный вес, сопел и пыхтел, но не смог столкнуть меня. После этого я направил его энергию мимо себя, и он полетел. Как только он упал, я прижал его указательным пальцем, и он оказался беспомощным. Это было похоже на взрослого, пригвожденного к земле ребенком. Затем я предложил ему попытаться еще раз, чтобы он толкал меня в лоб. Но он вообще не смог пошевельнуть меня. Тогда я вытянул ноги вперед и, балансируя, поднял ноги с пола и предложил ему толкать меня. Он все еще не мог сдвинуть меня. Он был удивлен и начал изучать Айкидо.

А: Когда Вы говорите, что удерживаете человека одним пальцем, Вы давите на жизненно важную точку?
О-Сенсей: По существу, я делаю следующее: я рисую круг вокруг человека. Его энергия содержится внутри этого круга. Не важно, насколько сильным может оказаться человек, он не может распространить свою энергию за пределы этого круга. Он становится бессилен. Таким образом, если Вы удерживаете вашего партнера, находясь за пределами круга, Вы можете держать его указательным пальцем или мизинцем. Это возможно потому, что противник уже становится бессильным.Еще раз, это физическая задача. В Дзюдо тоже, когда Вы бросаете противника или удерживаете его, Вы располагаетесь в таком же положении. В Дзюдо Вы двигаетесь различным образом и пытаетесь привести Вашего оппонента в такое положение.

А: Ваша жена тоже из префектуры Вакаяма?
О-Сенсей: Да. Ее девичья фамилия была Такеда.

А: Семья Такеда тесно связана с воинскими искусствами.
О-Сенсей: Вы можете так говорить. Моя семья была лояльна по отношению к императорскому двору на протяжении многих поколений. И мы были единодушны в нашей поддержке. Фактически мои предки оставили хозяйство и состояние и отдали все силы службе императорской семье.

В: Так как Вы, Сенсей, в молодости тоже довольно долго вращались в этих кругах, Вашей жене приходилось довольно трудно.
О-Сенсей: Так как я был очень занят, у меня было мало свободного времени, которое я мог бы проводить дома.
Киссомару: Так как семья моего отца была состоятельной, он мог заниматься Будо сюге (аскетичные занятия воинским искусством). И другое, другая черта моего отца – то, что он мало заботился о деньгах. Однажды произошел такой случай. Когда отец поселился в Токио в 1926 году, в его второй визит в столицу, он сначала отправился один, а семья последовала за ним потом из Танабэ в 1927 году. Место, где мы поселились, - Сарумачи, Сиба сирогане в Токио. Мы сняли это место с помощью мистера Киёси Ямамото, сына генерала Гамбея Ямамото. В то время отцу принадлежало довольно много земли вокруг Танабэ, включая возделываемые и невозделываемые поля и местность в горах. Однако доход был невелик. Отец должен был занять денег, чтобы выкрутиться. Несмотря на это, ему никогда не приходила в голову мысль продать какие-нибудь земли. Вплоть до того, что когда его ученики приносили ежемесячную плату, он отвечал: «Мне это не нравится». Он говорил им, чтобы они возложили плату к Ками-сама (к алтарю божества) и никогда не брал денег прямо. И когда он нуждался в деньгах, он смиренно представал перед алтарем Ками-сама и получал дар от божества. Он никогда не думал о том, чтобы брать деньги за Будо. Тренировочным залом в то время была биллиардная в особняке князя Симадзу. Приходили заниматься многие сановники, вроде адмирала Исаму Такэсита. Мы пользовались названием Айкиджитсу или Уэсиба-рю Айкиджитсу.

В: Какой возраст является лучшим для начала занятий Айкидо?
Киссомару: Можно начать тренироваться в возрасте 7 или 8 лет, но лучше серьезные занятия начинать в 15 или 16 лет. В физическом смысле, в этом возрасте тело становится крепче и кости отчасти прочнее. Кроме того, Айкидо содержит много духовных аспектов (конечно же, как и другие виды Будо), так что в этом возрасте начинается овладевание перспективой мира и природой Будо. Таким образом, в общем, я бы сказал, что 15 или 16 лет – хороший возраст для начала изучения Айкидо.

 

Картина дня

наверх