На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интервью с Моритеру Уесибой (продолжение)

Всё пришлось бы начинать с нуля, если бы тогда додзё сгорело, так что для дальнейшего развития айкидо немаловажно, что оно уцелело.

- Да, думаю что так. Я помню, что когда был маленьким, в Хомбу Додзё не было особой кипучей деятельности. Какое-то время мой отец вообще находился в Иваме. Там он женился, и начиная с 1949 работал в течение семи лет в компании которая называлась Осака Сёдзи. У него не было другого выбора. Даже если у тебя есть додзё, ты не можешь зарабатывать на этом, если никто не приходит тренироваться, а именно так все обстояло в послевоенное время. Поэтому он поступил на работу обычным клерком и преподавал только в нерабочие часы утром и вечером. По мере того, как ситуация в стране начала стабилизироваться, под влиянием некоторых людей он, наконец, оставил работу в компании и целиком посвятил себя айкидо. Я думаю, что это было самым правильным, что этот пост занял именно сын основателя, к тому же это способствовало привлечению новых членов. Недавно прошёл 37-ой Ежегодный Фестиваль Айкидо ( в Ниппон Будокан), но в те времена выступления проходили в таких местах, как, например, крыша торгового центра Такасимая. Я помню как ходил на одно из таких выступлений с бабушкой. Мой отец также с энтузиазмом поддерживал студентов, которые занимались в Хомбу Додзё, в том, чтобы они по окончании учебы формировали свои собственные клубы, так что постепенно клубы айкидо начали появляться во многих уголках страны – по мере того, как эти студенты оканчивали учебу и возвращались в свои родные города.

 Формирование университетских клубов айкидо похоже сыграло большую роль в распространении айкидо. А Вы сами занимались в клубе при университете?

- Нет, я занимался в Хомбу Додзё, поэтому у меня не было особого интереса в занятиях в клубе при университете. Конечно это еще было связано и с тем, что различные способы времяпрепровождения в университете не оставляли мне свободного времени. (Смеется)

 Я слышал, что Вы вместо этого были членом университетского кружка каллиграфии.

- (Смеется) А-а, было такое… Я хотел улучшить свой почерк, но должен признаться, что не занимался этим достаточно усердно. Я состоял в кружке, но по сути почти все время я проводил со своими друзьями, как обычный студент. (Смеется)

 Когда Вы впервые стали преподавать айкидо за рубежом?

- Впервые это случилось в 1975-ом, когда я поехал сопровождать Досю в Европу с Мамору Суганума сэнсеем. Атмосфера тренировок отличалась в каждом из мест, где мы проводили семинары, в зависимости от того, кто принимал нас. В любом случае, это был мой первый визит заграницу, поэтому все было мне в новинку. Я помню меня особенно поразило то, что наша гостиница в Риме была построена таким образом, что в ней располагались остатки древних руин. Я также помню каким прекрасным показалось мне море в Каннах. Сказать по правде, большинство моих воспоминаний о той поездке связаны с новизной ощущений от пребывания заграницей, а не с тренировками айкидо. Вся наша поездка заняла 25 дней, поэтому расписание было очень насыщенным.

 Я слышал, что Вы очень хорошо владеете английским…

- Я бы так не сказал! Я немного говорил по-английски, но сейчас у меня создается ощущение, что я и это немногое позабыл! (Смеется)

 Есть люди, которые считают, что безоружная техника (тайдзюцу) лежит в основе айкидо, тогда как другие настаивают, что айкидо – это так называемое «всеобъемлющее будо» (сого будо), которое включает в себя работу с оружием. Каково Ваше мнение?

- Это безусловно правда, что основатель часто тренировался с использованием оружия, таким как кен (меч) и дзё (короткий посох) и объяснял, что это есть айкидо, но тем не менее большая часть моих занятий прошла под руководством отца, так что я склоняюсь к той интерпретации, которую предлагал мне он – к тому, что техника без оружия лежит в основе айкидо. Это не означает, что тренироваться с кен и дзё не следует, люди, которым это интересно, должны обязательно практиковаться в этом. Нет никакой причины препятствовать поискам в этой области. Это абсолютно нормально использовать элементы оружия в тренировках, единственное на чем не следует настаивать, так это на том, что эти занятия являются основой айкидо.

 У Вас была возможность учиться под руководством основателя?

- Многие задавали мне этот вопрос. Думаю это хорошо бы звучало и способствовало бы моему имиджу если бы я говорил: «Да, у меня было много частных тренировок с основателем», но это было бы откровенной неправдой. (Смеется) Я все время был рядом с ним еще с раннего детства, так что я много наблюдал за ним. Мы жили под одной крышей и я часто наблюдал за тем, как он преподает, к тому же я посещал его утренние тренировки, но я не считаю, что в моих занятиях под его началом было что-то особенное. Иногда основатель проводил всю тренировку, но так же часто бывало и так, что занятия вел мой отец, а основатель заходил ненадолго чтобы дать свой комментарий к тому, чем занимался класс. Примерно к этому и сводились мои тренировки у него. Порой во время утренней тренировки он отводил меня в сторонку, но только для того, чтобы поболтать со мной как дед с внуком, но он никогда не говорил мне идти на татами и практиковаться.

 Вы не находили его немного пугающим?

- Не особенно. Охотно верю, что многие его студенты воспринимали его таким образом, учитывая их отношения «учитель-ученик», но я был просто его внук и он никогда не выходил из себя со мной, так как это бывало с другими. По сути, я не думаю, что он когда либо вообще сердился на меня, даже когда я был маленьким и мог сидеть, а потом просто ударить его по голове ради смеха. Я сам этого не помню, но мне рассказывали, что я имел такую привычку! (Смеется)

 Перевод с английского: Балаева Мария

Вопросы задавал главный редактор Стэнли Пранин.
Интервью опубликовано в «Aikido Journal» осенью 1999г.

 

 

Картина дня

наверх