На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интервью с Моритеру Уесибой (внуком Морихея Уесибы)

Когда Вы впервые стали воспринимать айкидо с позиции будущего главы направления?

-Только когда я начал учебу в университете я начал заниматься с должным усердием. При этом я должен был посещать занятия, так что практиковаться я мог только пару часов в день – утром или вечером, в зависимости от учебного расписания. Думаю, в среднем у меня получалось два часа тренировок в день. Во время весенних каникул и других, я занимался дополнительный час, например практиковался час утром и два вечером или наоборот. Даже после окончания университета этот режим сохранялся неизменным до тех пор пока мне не исполнилось тридцать. Где-то в 1979 году мой отец ненадолго заболел, и этого момента обязанности по проведению занятий начали постепенно переходить ко мне.

 Можно ли сказать, что Ваш отец Киссемару имел на Вас основное влияние?

- Отец преподавал каждое утро и в пятницу вечером, так что на этих классах я бывал всегда. Я ходил на занятия и к другим преподавателям, но я прожил всю свою жизнь под одной крышей с отцом, так что то, чему он меня научил, повлияло на меня в большей степени.

 Было ли что-то особенное, на что Ваш отец обращал внимание, рассказывая об истории айкидо?

- Он особо не разговаривал со мною о таких вещах. В основном все, что я слышал от него на этот счёт, было сказано когда я начал тренироваться более регулярно и сопровождал его на семинары, лекции и показательные выступления. Он никогда не усаживал меня и не говорил: «Моритеру, все устроено так…» или «Моритеру, я думаю, что ты должен знать следующие вещи…». В любом случае, с момента своего рождения я жил вместе с дедом, основателем айкидо, и своим отцом, прежним Досю, так что я уверен, что они сильно на меня повлияли, даже несмотря на то, что они никогда специально со мной на эти темы не разговаривали. Я родился и вырос в атмосфере айкидо, во всех его технических и прочих аспектах.

 Что особенного было в том, чему учил Вас отец на тренировках?

- Я тренировался вместе со всеми, так что никогда не было такого, чтобы он отзывал меня в сторонку, чтобы дать какие-то специальные наставления. Какие-то советы он, конечно, давал мне, когда я был на ковре, например всегда выполнять технику тщательно и чисто, опускать бедра, делать движения амплитудными. Но в плане того, как делать никкё, санкё и прочие, то я все это наблюдал, выполнял и в результате усвоил уже с раннего детства, поэтому не было необходимости в каких-то подробных объяснениях на этот счёт. В целом, то, чему меня учили, имело отношения к глобальным задачам, вроде тех, что я уже упомянул. Также я должен сказать, что несмотря на то, что мой отец был моим учителем, когда мы вечером возвращались домой, наши отношения были такими же, как между любым отцом и сыном. (Смеется)

 Это подразумевает некий «бунтарский» период, через который проходят большинство подростков в тот или иной момент?

- Вообще-то нет, на самом деле я никогда не бунтовал против своего отца, но между тем я был настоящей головной болью в возрасте начальной школы. (Смеется) Я постоянно попадал во всякие переделки и мою мать постоянно вызывали в школу из-за чего-то, что я натворил. Так что я полагаю, что те бунтарские порывы, которые сидели во мне, находили выход вовне, а не были направлены на отца.

 Как бы Вы оценили роль своего отца в истории айкидо?

- Айкидо существует потому, что кто-то создал его, но тот факт, что оно существует в своей нынешней форме, является суммарным результатом того, чему мой отец посвятил свою жизнь, опираясь на свое понимание идей основателя. Я думаю, что во многом благодаря его стараниям айкидо приняло ту форму, которую мы наблюдаем сейчас, и благодаря ему айкидо стало так популярно и уважаемо во всем мире.

Заглядывая еще дальше назад, в процесс формирования айкидо, нужно отметить, что основатель очень много путешествовал и пробовал различные виды тренировок, и мог он это делать благодаря одобрению и поддержке моего прадеда Йороку, который позволил ему самому избрать свой путь и помогал ему во всем. Моя бабушка тоже поддерживала его по-своему в качестве супруги. Так что айкидо, которое мы видим сегодня – не что иное как продукт усилий многих людей.

В то же время, было и много судьбоносных событий, например то, что Хомбу Додзё избежало разрушения во время войны. Я бы также упомянул работу тех, кто приложил усилия к тому, чтобы Хомбу Додзё было признано некоммерческим фондом (зайдан ходзин) еще до войны. Таковым оно было признано в 1940-ом, как Зайдан Ходзин Кобукай, а позже на основании этого Министерство Образования признало уже Зайдан Ходзин Айкикай (Фонд Айкикай) в 1947 году.

Так что айкидо существует в наши дни через стечение следующих обстоятельств: создание его основателем, работу моего отца в качестве досю, того, что здание уцелело в ходе войны, признание айкидо как некоммерческой организации и поддержка, которую основатель получил от родителей, от своей семьи и от многих других.

 Я слышал рассказы о неимоверных усилиях, которые предпринимал Ваш отец для спасения додзё от пожаров, которые охватили большую часть Токио во время войны?

- По-моему во всём округе уцелело только пять других построек. Даже здание по соседству загорелось, поэтому они выстроились в цепочку, по которой передавали ведра с водой, чтобы не дать огню перекинуться на стены додзё.

 (читайте продолжение)

Картина дня

наверх